КИМы

Контроль - это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений - органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик - преподаватель и внутренней: ученик-ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Диагностическая функция - получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция - получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

 

1. Оценивание по географии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.

2. Родители имеют право получить информацию о порядке оценивания от учителя-предметника.

3. Оценивание осуществляется на основе письменных, практических и контрольных работ (Приложение № 1).  

4. Оцениваются прежде всего предметные результаты, а также универсальные учебные действия.

5. Оценивание итогов обучения делится на:

а. текущее оценивание;

б. итоговое оценивание.

5.1 Текущие оценки выставляются за письменные индивидуальные  работы, за работу в группе, за практическую работу, за контрольную работу.

5.2  Контрольная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании контрольной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по географии. Контрольная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форма проведения контрольных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти.

5.3 Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в индивидуальном порядке в соответствии с графиком консультаций в течение 10 учебных дней после её получения.

5.4 Учащемуся, имеющему за учебный период  оценку «1», или оценка не выставлена, назначается на следующий учебный период   индивидуальная программа обучения с тем, чтобы помочь ему достичь планируемые результаты.

 

Анализ уровня достижений учащихся проводится в разных формах, при этом применяются различные виды работ:

·         географический диктант

·         тест

·         работа в контурной карте

·         заполнение тематических таблиц

·         составление логических схем

·         составление географической характеристики объектов и явлений по плану

·         работа с наглядными средствами обучения

·         работа с картографическим материалом

·         графическое изображение явлений природы и экономики

ТАБЛИЦА     10-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЫ  ОЦЕНИВАНИЯ

 

Уровни усвоения

Критерии оценивания

10-балльная шкала

Узнавания

Частичное выполнение задания с грубыми  ошибками. Отвечает односложно на самые простые вопросы (да, нет)

 

1 балл

Выполнение половины работы репродуктивного характера с грубыми ошибками и с помощью взрослых.

2 балла

Воспроизведения

Выполнение половины  работы репродуктивного характера с пошаговым контролем, алгоритмом, допуская ошибки.

3 балла

Понимания

Выполнение большей части работы с пошаговым контролем, алгоритмом, допуская 3-5 ошибок, много исправлений. Используется алгоритм или помощь одноклассников, учителя.

4 балла

 

Применения полученных знаний в стандартной ситуации

Выполнение большей части работы с 2-4 ошибками, недочетами, не влияющими на конечный результат. Используется алгоритм или помощь одноклассников, учителя.

5 баллов

Выполнение всей работы, допуская 1-2 ошибки, 1-3 недочета, не влияющими на конечный результат. (Выполнение всей работы с небольшими недочетами, но используется  незначительная  помощь одноклассников или учителя).

6 баллов

Успешное самостоятельное выполнение всей работы в стандартной ситуации, допуская 1 ошибку или 2 недочета.

 

7   баллов

Успешное самостоятельное выполнение всей работы стандартной ситуации, допуская 1-2 недочета

      8  баллов

Применения

в новой ситуации

(необязательный для учащихся, фиксирующий их исключительные успехи)

Успешное самостоятельное выполнение всей работы в новой ситуации. Выполнение готовых заданий  под звездочкой.

 

 9  баллов

Решение не изучавшейся в классе «задачи», оригинальное решение, представление нескольких вариантов решения, предъявление самостоятельно приобретенных знаний и умений, превышающих стандарт.

10 баллов

 

ШКАЛА ПЕРЕВОДА 10-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЫ ОЦЕНИВАНИЯ

 В 5-БАЛЛЬНУЮ ШКАЛУ

УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

10-БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА

5-БАЛЛЬНАЯ ШКАЛА

 

Неудовлетворительно

(не достигнут необходимый уровень)

 

1 балл

2 балла

Удовлетворительно

(необходимый уровень)

 

2-4 балла

3 балла

Хорошо

(программный уровень)

 

5-7 баллов

4 балла

Отлично

(программный-8 баллов и максимальный -9-10 баллов)

 

8-10 баллов

5 баллов

 

Шкала перевода утверждена педагогическим советом гимназии.

Нормы оценивания письменных (практических) работ по географии

 

Отличный уровень (10-8 балов) ставится ученику, чья письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения. Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный  материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника, грамотно «читает» географическую карту.

Хороший уровень (7-5 баллов) ставится ученику, чья письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. В ответе прослеживается один из следующих недочётов: ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании фактов, по контрольным вопросам обнаруживает понимание излагаемого материала, правильно выполняя работу в контурных картах, практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Удовлетворительный уровень (4-2 балла) ставится ученику, чья письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает  знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков: материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях, затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя, правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами, по контрольным вопросам обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений, при выполнении практических работ, работ в контурных картах, допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведённой работы.

Неудовлетворительный уровень (1 балл) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки: учащийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала, не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого, не может самостоятельно и последовательно ответить контрольные вопросы, при выполнении работ в контурной карте, практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.

 

Оценивание устного ответа


 

4 уровень – отличный

-          Ученик обладает глубокими знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно-следственные связи тех или иных событий и явлений.

-          Дает обоснованную оценку хозяйственной деятельности человека.

-          Умеет работать с комплексом географических карт, анализируя их.

-          Умеет соотнести географические процессы, события с общемировыми событиями, явлениями, дает им оценку.

3 уровень – хороший

-          Обладает достаточно полными знаниями по выбранному вопросу, может логично изложить материал, выделив причинно-следственные связи тех или иных событий и явлений на основе чтений карты.

-          Способен дать обоснованную оценку хозяйственной деятельности людей и выйти на экологические проблемы и пути их решения.

-          Умеет работать с географическими картами разного содержания на уровне ее чтения и анализа.

2 уровень – удовлетворительный

-          Строит свой ответ на основе воспроизведения материала в рамках школьной программы, ориентируясь на понятия и фактологический материал;

-          Знания географических понятий и фактов полны и систематизированы; карта используется как иллюстративный материал;

-          Может раскрыть выбранную тему.

1 уровень – неудовлетворительный

Пытается строить ответ на основе воспроизведения материала по теме, ориентируясь на отдельные факты. Знания по теме неполны и бессистемны. Не умеет раскрыть содержание вопросов и заданий.


Литосфера Земли




Comments